Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Категории социально незащищённых детей
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия

Факторы социального риска

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
  •  К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

    - социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

    - медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

    - социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

    - социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

    - криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.

    Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

                Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

    Признаки неблагополучия:

                - утомленный, сонный вид

                - санитарно-гигиеническая запущенность

                - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

                - неумеренный аппетит

                - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

                - привлечение внимания любым способом

                - чрезмерная потребность в ласке

                - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

                - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

                - трудности в обучении.

                В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

                - в боязливости ребенка

                - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

                - в сосании пальца, раскачивании

                - в боязни идти домой

                - в жестоком обращении с животными

                - в стремлении скрыть причину травм.

    С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

    Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  • Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  • Жилищные и материальные условия.
  • Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  • Культурный уровень родителей:
  • - наличие библиотеки в семье;

    - какие книги читают;

    - следят ли за периодической печатью;

    - посещают ли кино;

    - посещают ли театры и концерты;

    - посещают ли выставки.

    5. Общая семейная атмосфера:

    - доброжелательная,

    - неустойчивая,

    - равнодушная,

    - гнетущая, недоброжелательная.

    6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

    7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

    8. Что является предметом основной заботы родителей:

    - здоровье детей;

    - развитие умственных способностей;

    -  художественных способностей;

    -  нравственных качеств.

    9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

    - сверхопекающее;

    - ровное, заботливое;

    - равнодушное;

    - подавляющее.

    10. Система воспитательных воздействий:

    - согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

    - непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

    - отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

    11. организация совместных форм деятельности в семье:

    - вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

    - эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

    - ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

    12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

    - наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

    - ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

    - низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

    13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

    - систематическое;

    - нерегулярное;

    - полное отсутствие контроля.

    14. Отношение к детскому саду:

    - положительное;

    - равнодушное;

    - негативное.

    15. Взаимодействие семьи с детским садом:

    - систематическое;

    - эпизодическое;

    - отсутствие взаимодействия.

    Понятие «неблагополучная» семья

    Семья считается неблагополучной, если родители:

    - не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

    - не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

    - отрицательно влияют на их поведение;

    - жестоко обращаются со своими детьми;

    - страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

    - создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

    Психологическую помощь можно получить по единому теле

Ребенок в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie