Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
-
К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:
- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
- социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.
Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия:
- утомленный, сонный вид
- санитарно-гигиеническая запущенность
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
- неумеренный аппетит
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
- привлечение внимания любым способом
- чрезмерная потребность в ласке
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
- трудности в обучении.
В чем проявляются признаки физического насилия в семье:
- в боязливости ребенка
- в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков
- в сосании пальца, раскачивании
- в боязни идти домой
- в жестоком обращении с животными
- в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
- Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
- Жилищные и материальные условия.
- Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
- Культурный уровень родителей:
-
- наличие библиотеки в семье;
- какие книги читают;
- следят ли за периодической печатью;
- посещают ли кино;
- посещают ли театры и концерты;
- посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
- доброжелательная,
- неустойчивая,
- равнодушная,
- гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
- здоровье детей;
- развитие умственных способностей;
- художественных способностей;
- нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
- сверхопекающее;
- ровное, заботливое;
- равнодушное;
- подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;
- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.
13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:
- систематическое;
- нерегулярное;
- полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
- положительное;
- равнодушное;
- негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
- систематическое;
- эпизодическое;
- отсутствие взаимодействия.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на их поведение;
- жестоко обращаются со своими детьми;
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Психологическую помощь можно получить по единому теле
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия